2024 - Задание 11

+11
Ольга Мищенко109
Мухамеджанова Ангелина 05
Анна Малахова 105
Платонова Софья 109
Валерия Николаиди 109
Мария Груздева 106
Минаева Мария 106
Бушкова Мария 106
Полина Сахацкая, 106 гр
Свирина Мария 106
Admin
Участников: 15

Перейти вниз

2024 - Задание 11 Empty 2024 - Задание 11

Сообщение автор Admin Ср Апр 24, 2024 8:44 am

Наша новая тема - Мотив.

1) В книге Б.М.Гаспарова "Литературные лейтмотивы" (М., 1994) http://www.philol.msu.ru/~tlit/libra/GasparovBM.LiteraturnieLejtmotivy.1994.pdf  прочитайте статью, посвященную "мотивной структуре" романа Булгакова "Мастер и Маргарита", особенное внимание уделив определению лейтмотива, а также особо тщательно изучив текст любой из глав данной статьи.

2) Попробуйте подыскать в тексте булгаковского романа не отмеченные исследователем примеры к тем мотивам, о которых вы прочитали в статье Гаспарова!

3) Прочитайте цикл миниатюр Н.Доброхотовой-Майковой и В.Пятницкого "Весёлые ребята" и попытайтесь найти в нем сквозные мотивы в виде ситуаций или действий персонажей!

Admin
Admin

Сообщения : 593
Дата регистрации : 2011-02-11

https://litved.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

2024 - Задание 11 Empty Re: 2024 - Задание 11

Сообщение автор Свирина Мария 106 Ср Май 01, 2024 2:18 pm

2024 - Задание 11 E_ua_2732024 - Задание 11 E_ua_274

2024 - Задание 11 E_ua_2752024 - Задание 11 E_ua_2762024 - Задание 11 E_ua_2772024 - Задание 11 E_ua_2792024 - Задание 11 E_ua_278

Свирина Мария 106

Сообщения : 13
Дата регистрации : 2024-02-07

Вернуться к началу Перейти вниз

2024 - Задание 11 Empty Re: 2024 - Задание 11

Сообщение автор Полина Сахацкая, 106 гр Вт Май 07, 2024 7:41 pm

2024 - Задание 11 121
2024 - Задание 11 220
2024 - Задание 11 319

Полина Сахацкая, 106 гр

Сообщения : 27
Дата регистрации : 2024-02-07

Вернуться к началу Перейти вниз

2024 - Задание 11 Empty Re: 2024 - Задание 11

Сообщение автор Полина Сахацкая, 106 гр Вт Май 07, 2024 7:41 pm

2024 - Задание 11 417
2024 - Задание 11 516
2024 - Задание 11 2024-018

Полина Сахацкая, 106 гр

Сообщения : 27
Дата регистрации : 2024-02-07

Вернуться к началу Перейти вниз

2024 - Задание 11 Empty Re: 2024 - Задание 11

Сообщение автор Полина Сахацкая, 106 гр Вт Май 07, 2024 7:42 pm

2024 - Задание 11 712
2024 - Задание 11 812

Полина Сахацкая, 106 гр

Сообщения : 27
Дата регистрации : 2024-02-07

Вернуться к началу Перейти вниз

2024 - Задание 11 Empty Re: 2024 - Задание 11

Сообщение автор Полина Сахацкая, 106 гр Вт Май 07, 2024 7:42 pm

Прокуратора Иудеи донимает запах роз: к «запаху кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя» - запах, который прокуратор «ненавидел больше всего на свете». «Жирный розовый дух» предвещает прокуратору «нехороший день». Во-первых, этот розовый запах связывает произведение периферийным лейтмотивом с «Камо грядеши» Сенкевича и поэмой Блока «Двенадцать». Во-вторых, Лихачев в «Поэзии садов» пишет, что роза — символ Богоматери, Христа. Тем самым прокуратор предрекает свое отречение от истины отвращение к запаху этих цветов.

Кроме того, возникает лейтмотив лошади. В Иерашалаиме перед великим преступлением возникает этот мотив: «...прокуратор поглядел на арестованного, затем на солнце, неуклонно подымающееся вверх над конными статуями гипподрома, вдруг в какой-то тошной муке...» || «… все присутствующие тронулись вниз по широкой мраморной лестнице…, спускаясь все ниже и ниже к дворцовой стене, … в конце которой виднелись колонны статуи ершалаимского ристалища».
В Москве на балу в Грибоедове, где писатели придаются грехам — разврату и чревоугодию, от сумасшедшей пляски оживают «на потолке нарисованные лошади» с лиловыми ассирийскими гривами.
Помимо центрального лейтмотива, здесь возникает периферия в соотнесении с Фрейдом: символом лошади он обозначал Оно - «самую нижнюю подструктуру душевного аппарат, содержания которой бессознательны. Содержит в себе безудержные сексуальные и агрессивные влечения». Эту часть психики он именовал также «преисподней».

Полина Сахацкая, 106 гр

Сообщения : 27
Дата регистрации : 2024-02-07

Вернуться к началу Перейти вниз

2024 - Задание 11 Empty Re: 2024 - Задание 11

Сообщение автор Бушкова Мария 106 Вт Май 07, 2024 8:46 pm

Пудель на черном набалдашнике трости Воланда отсылает читателя к первой встречи Фауста и Мефистофеля, который является ему в образе черного пуделя.
 
 
 
Н.Доброхотовой-Майковой и В.Пятницкому удалось создать шуточную вселенную, соединив знаменитых писателей в едином пространстве и времени. Они подарили героям яркие образы с отличительными чертами, которые ловко подмечает читатель. Именно поэтому авторы в какой-то момент вступают с ним в диалог и приглашают поучаствовать в забавном сочинении: образы сформированы и о происходящем можно легко догадаться («Однажды, направляясь к этому дому, он (Пушкин) поднял глаза и на своем окне увидел...  себя. С бакенбардами, с перстнем на большом пальце. Он, конечно, понял, кто это. А вы?»).
Следует подробнее остановиться на героях, их ярких чертах и фактах, на которых те основаны. Главными действующими лицами являются Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Лев Толстой, Тургенев, Достоевский, Герцен, Чернышевский. Также есть герои, отходящие на второй план, но связанные с главными: Вяземский, который вводится через дружбу с Пушкиным, Рабиндранат Тагор, Державин. Кроме того, в анекдотах участвуют члены семьи писателей. Среди них Софья Андреевна Толстая, Наталья Николаевна Пушкина и ее сестра Александрина. В отдельных анекдотах фигурирует император Николай I, Александра Федоровна, а также «прелестные дамы» на маскарадах.
Рассмотрим образы героев и мотивы, связующие их отличительные черты.
Главный мотив, связанный с Гоголем – мотив переодевания, переодевания в Пушкина и только в него, что подчеркивает особую пламенную любовь к Пушкину и восхищение им. С Гоголем связан и мотив бедности (он съедает весь сахар у Майкова, а также влезает в долги, которые не отдает: «Не обманывайте, -  говорит, - Николай Васильевич, лучше отдайте три рубля, что давеча в буриме проиграли»). Мотив чувственности связан сразу с несколькими героями. Гоголь плачет от жалости к Герцену (именно так Вяземский понимает, что перед ним не Пушкин, ведь тот никогда не плачет).
Мотив плача связан и с Лермонтовым. Он подчеркивает противоречивость его натуры: воинственность и чувственность. Воинственность вводится повторяющейся деталью – оружием – или кинжалом, или саблей. Он также в некоторых анекдотах появляется на коне. Наталью Николаевну он хочет увезти на Кавказ. Но в то же время Лермонтов плачет от стихов Пушкина: «Читал его
стихи и всегда плакал». Несдержанность, нервный характер Лермонтова подчеркивает мотив любви к собакам, только любовь эта очень странная: «Поплачет, а потом вытащит саблю и давай рубить подушки. Тут и любимая собачка не попадайся под руку штук десять так-то зарубил».
Любовь к Наталье Николаевне отражает идею любовной лирики Лермонтова: очарование, а затем разочарование: «"Ну и дура, мне такую и даром не надо!" С тех пор и не мечтал больше увезти ее на Кавказ».
Через Наталью Николаевну показана любовь Лермонтова к Пушкину: «Еще он любил Наталью Николаевну Пушкину. Только больше всего он любил самого Пушкина».
Мотив, связанный с детьми, пронизывает множество анекдотов. Например, он подчеркивает разлад Пушкина и Натальи Николаевны. (Во-первых, Пушкин знает, что Лермонтов любит его жену, и не препятствует этому, во-вторых, следует посмотреть на отношение пары к детям. Наталья Николаевна говорит: «Посмотри, охота некоторым жизнь себе осложнять. Лучше уж детей держать побольше». У Пушкина же другой взгляд: «Дети любили Пушкина. Они говорили: "Он веселый. Смешной такой." И гонялись за ним стайкой. Но Пушкину было не до детей»).
Тема детей становится лейтмотивом образа Льва Толстого, у которого, как мы знаем, было 13 детей. С каждым упоминанием их будто становится все больше: «Лев Толстой очень любил детей. Однажды он играл с ними весь день и проголодался», «Лев Толстой очень любил детей. Бывало, приведет в кабинет штук шесть, всех оделяет», «Лев Толстой очень любил детей, и все ему было мало. Приведет полную комнату, шагу ступить негде».
Но и сам Лев Толстой напоминает ребенка. Двусмысленная фраза дана в одном из анекдотов: «Утром проснется, поймает кого-нибудь и гладит по головке, пока не позовут завтракать». В этом предложении не ясно, кого зовут к столу: ребенка или Толстого.
Мотив обеда, еды также показан в развитии. Сначала Толстой просит жену накормить его: «Сонечка, - говорит, - а, ангелочек, сделай мне тюрьку". Она возражает: "Левушка, ты же видишь, я "Войну и мир" переписываю". "А-а-а, - возопил он, - так я и знал, что тебе мой литературный фимиам дороже моего "Я". И костыль задрожал в его судорожной руке». Далее его зовут завтракать. Видимо, костыль действительно помогает добиваться ему своего и доказывать свою точку зрения. Этот мотив повторяется в сценах с Герценом, с которым у них были политические разногласия. Свой взгляд на развитие России хочет донести Толстой таким способом. Бьет Толстой и свою жену: «Тут он ее по башке - трах!»
С Толстым также связан мотив соперничества с Пушкиным. Вначале он в буквальном смысле пытается его догнать, чтобы «погладить по головке». Затем желание догнать становится образным. Толстой спрашивает у Достоевского, правда ли стихи Пушкина плохи, жену он просит сравнить их с собственными: «Правда, Пушкин - плохой поэт?», «Гляньте, Софи, правда, лучше Пушкина?»
Нельзя составить портрет Толстого, упустив его желание сблизиться с народом. Но здесь этот мотив, как и другие, показан с иронией. Желание, может, и было, но оно не реализуется должным образом. Мнимая связь с народом показана в анекдоте с балалайкой: «Лев Толстой очень любил играть на балалайке (и, конечно, детей), но не умел. Бывало, пишет роман "Война и мир", а сам думает: "Тень-дер-день-тер-тер-день-день-день". Или: "Брам-памдам-дарарам-пам-пам». «Любил», но «не умел» = хотел, но не делал.
Похожая идея воплощена в следующем анекдоте: «Однажды во время обеда Софья Андреевна подала на стол блюдо пышных, горячих, ароматных котлеток. Лев Толстой как разозлится: "Я, - кричит, занимаюсь самусовершенствованием. Я не кушаю больше рисовых котлеток". Пришлось эту пищу богов скормить людям». Ключевым словом является «скормить», которое косвенно сравнивает народ со скотом, которому обычно и скармливают несъеденное за столом.
Толстой и Достоевский связаны мотивом спора, который сначала заявлен: «Спорим, Лев Толстой! Спорим, Лев Толстой!». А затем расписан: «Лев Толстой и Федор Михайлович Достоевский, царствие ему небесное, поспорили, кто лучше роман напишет». В этом анекдоте раскрывается тема творчества и денег. Поспорив, Толстой спешит выполнить то, о чем поспорили. Он, на самом деле, не задумывается о деньгах. Достоевский, который в действительности писал произведения за деньги, продумывает способ заработать, сделав меньшее. Также в этом эпизоде показаны мысли Достоевского о самом себе, его рассуждения о том, что думают о нем другие: «Достоевский сидит у себя и думает: "Тургенев - человек робкий. Он сейчас сидит у себя и думает: "Достоевский - человек нервный, если я скажу, что его роман хуже, он и зарезать может».
Видя любовь Достоевского к собакам, читатель, конечно, вспоминает отношение к ним Лермонтова. Здесь прослеживается мысль о нервности, неуравновешенности героев: Лермонтов может зарезать собак, Достоевский может зарезать человека, если проиграет в споре.
Сцены с Достоевским сопровождает мотив болезни, его религиозности (постоянно повторяющаяся присказка «царствие ему небесное»), а также утрируется тема страдания в его произведениях. С иронией показана его любовь обрушивать на героев все беды мира: «Однажды Федор Михайлович Достоевский, царствие ему небесное, поймал на улице кота. Ему надо было живого кота для романа. Бедное животное пищало, визжало, хрипело и закатывало глаза, а потом притворилось мертвым. Тут он его отпустил. Обманщик укусил в свою очередь бедного писателя за ногу и скрылся. Так и остался невоплощенным лучший роман Федора Михайловича "Бедные животные". Про котов».
С образом Достоевского также связан мотив революции, напрямую отсылающий к биографии писателя. Кружку петрашевцев не удалось реализовать свои планы, поэтому когда по неосторожности Достоевского пожар уничтожает пол-Петербурга, Петрашевский жмет ему руку – хоть что-то они смогли сделать (пожар как образ революции, образ террористической деятельности).
Мотив революции связан, конечно, и с другими героями. У Герцена и Чернышевского мотив обретает схожие черты – противопоставление громких слов, мечтаний и реальных действий. Сон Герцена прерывают декабристы, а Чернышевский, увидев поистине воинственного Лермонтова, произносит «в пассаж» перед зеркалом, репетируя как будет кричать, когда революция будет совершена. Вероятно, совершена кем-то другим.
Чернышевский также отражает тему критики, зависящей от личных отношений. Только о Толстом он оставляет негативный отзыв, ведь тот не поздоровался с ним (хотя остальные и здоровались на самом-то деле с Пушкиным).
С Тургеневым связан мотив робости. Испугавшись, он уезжает в Баден-Баден. С каждым разом проходит все меньше времени между его испугом и отъездом: «Тургенев испугался и в ту же ночь уехал в Баден-Баден», «тут же, почти не одеваясь, он уехал в Баден-Баден».
Пушкин играет особую роль в анекдотах. Он вершина, к которой большинство тянется. Вершиной он является и физически – сидя на подоконнике у Вяземского, поэт наблюдает за всем происходящим: «Пушкин часто бывал у Вяземского, подолгу сидел на окне. Все видел и все знал».
Вяземский в анекдотах является основным звеном в теме дружбы, которая имеет особое место в лирике Пушкина.
С Пушкиным связан мотив лиры, которая остается у него – никто не смог превзойти его талант.
В одном из анекдотов, где Гоголь предлагает Пушкину написать прозу, мне показалось, есть отсылка на пропущенные строфы в «Евгении Онегине»: «Прозой только ............ хорошо». Пушкин вроде бы соглашается написать прозу (роман), но это все равно оказывается роман в стихах.
В некоторых анекдотах есть мотив «натянутых» отношений с властью ( 1)
городовой бежит за Пушкиным и Толстым, 2) Николай Павлович – начальник лагеря в «Герое нашего времени», 3) Пушкин присваивает себе стихотворение царя).
Основным местом действия является Тверской бульвар. А со светским обществом писатели взаимодействуют на маскарадах (на них появляется Гоголь, как любитель переодеваний), а также в салоне Зинаиды Волконской.
Главную идею анекдотов можно понять так: литература вне времени, и писатели ведут диалоги вне времени. Тема смерти сопровождает эпизоды с Достоевским (вечная присказка «царствие ему небесное», которая стала актуальной в преддверии 150-летия писателя), который понимает, что когда-то умрет, будучи уже мертвым. ("Что Вы, - говорят, Федор Михайлович, Николай Васильевич уж лет пятьдесят как умер". Ну, что же, - подумал Достоевский, царствие ему небесное, я ведь тоже когда-нибудь умру" - если с момента смерти Гоголя прошло 50 лет, значит, наступил XX век, но никак не время до 1881 года). Физическая смерть писателей не влияет на их литературное бессмертие.

Бушкова Мария 106

Сообщения : 15
Дата регистрации : 2024-02-08

Вернуться к началу Перейти вниз

2024 - Задание 11 Empty Re: 2024 - Задание 11

Сообщение автор Минаева Мария 106 Вт Май 07, 2024 9:03 pm

Лейтмотивное построение повествования: некоторый мотив, раз возникнув, повторяется в дальнейшем множество раз. В роли мотива
может выступать что угодно. Появление мотивов должно быть упорядочено, иначе нельзя говорить о наличии лейтмотива.

«Квартирный» мотив: Москва предстает городом бездомных (Мастер и Иешуа – в прямом смысле, Пилат «ощущает себя крайне неудобно устроенным во дворце Ирода Великого»), она кажется бесприютной и неустроенной. Многие герои стремяться вырваться из «ненавистного города», но на ряду с этим многие также обеспокоенны квартирным вопросом (одержимость людей желанием обзавестись квартирой также предстает в романе одним из постоянных пороков людей. Воланд говорит, что «квартирный вопрос» испортил москвичей).

Примеры:
1) Маргарита, хоть и «не знала ужасов житья в совместной квартире», но и она чувствует, что в особняке у нее не будет счастливой жизни, героиня хочет вырваться их него. Маргарита чувствует себя более счастливой в маленьком квартире в подвале, чем в богатом готическом особняке.
2) Образ квартиры тесно связан с образом смерти. Так, в разговоре Воланда с Берлиозом уже присуствует предсказание скорой гибели второго: « – А где же вы будете жить? — В вашей квартире». Эта тема также получает развитие после смерти Берлиоза: как только весть о его смерти достигла дома, Никанор Иванович получил «заявлений тридцать две штуки», «в которых содержались претензии на жилплощадь покойного». Даже дядя Берлиоза, получив телеграмму о смерти племянника, не расстраивается, а понимает, что «это ... момент, который упустить было бы грешно. Деловые люди знают, что такие моменты не повторяются»
3) Интересно, что в романе вершится так называемый «суд над домами»: Маргарита крушит квартиру Латунского (хотя позже заступается за самого критика, спасая его от свиты Воланда), Коровьев и Бегемот сжигают Дом Грибоедова.

Гаспаров также отмечает в романе мотив пожара. К концу произведения сгорают все основные места, в которых происходило действие романа, то есть сгорает как бы «вся Москва».
Важно отметить, что пожар также имеет символику новой жизни, очищения:  
1) Мастер и Маргарита умирают для нашего мира, но их ждет новая жизнь – спокойная, размеренная. Здесь можно провести параллель с романом Мастера, который был сожжен, но вновь возродился из пепла.
2) Воланд приносит огонь в Москву, чтобы покарать «новый Вавилон» и очистить его. Коровьев и Бегемот, сжигая Дом Грибоедова, также дают надежду на возрождение московского общества, на его обновление.

Мотив воскрешения. «Тема воскресения настойчиво повторяется в романе, сначала пародийно (’’воскресение” Лиходеева, Куролесова, кота) и, наконец, в судьбе Мастера».
Помимо вышеперечисленных сцен, в которых присутствует мотив воскрешения, можно вспомнить первую главу романа, в которой Воланд упоминает древнеегипетского бога Озириса, олицетворяющего умирающие и оживающие силы природы, символизирующего возрождение. Так, уже в начале произведения вводится мотив воскрешения.

Н.Доброхотова, В.Пятницкий. Веселые ребята
Пушкин.
- постоянно ходит в гости к Вяземскому, сидит у него на подоконнике. Из-за такого поведения в одном из эпизодов говорится, что Пушкин  был «не то что ленив, а склонен к мечтательному созерцанию». В самом построении фразы скрыт комический эффект: из-за уважения к великому поэту, его не называют ленивым, но явно намекают на это.
- Пушкин предстает очень простым и веселым человеком: не злится на Гоголя за то, что тот постоянно им переодевается, предлагает ему стрелять первым во время дуэли, спокойно относится к тому, что Лермонтов пытается увести его жену, постоянно подшучивает над другими писателями. Такое простодушие и постоянное веселье, присутствующее в образе поэта является отсылкой на легкий характер Пушкина в реальной жизни.
- Стоит отметить, что с Пушкиным пытаются соперничать сразу несколько поэтов, а сам Александр Сергеевич ни с кем не соревнуется. В одном из эпизодов он думал о том, кому передать священную лиру, но не нашел подходящего варианта, поэтому решил оставить ее себе. Комический эффект этой истории во многом строится на ленной атмосфере, присутствующей в рассуждениях Пушкина: он не хочет тратить время на решение такого неважного вопроса и задумывается о нем скорее из-за формальной необходимости.

Лев Толстой
- Очень любит детей. Анекдоты строятся на том, что эта его любовь проявляется в странных и порой насильственных действиях: он замахивается на них костылем, насильно удерживает у себя и гладит. В одном из эпизодов дети открыто признаются в том, что боятся его.
- В анекдотах Толстой предстает высокомерным и самовлюбленным автором: он уверен, что все, что он пишет заведомо лучше, чем у Пушкина и всех остальных. Интересно, что соперничество с Пушкиным также является лейтмотивом в историях про Толстого.
- Толстой также часто участвует в драках и в целом представлен как достаточно вспыльчивый писатель

Лермонтов
- основной лейтмотив в анекдотах про Лермонтова – любовь писателя к жене Пушкина. Причем в отношении Натальи Николаевны поэт предстает очень наивным, неловким и неуклюжим, постоянно стесняющимся юношей.
- Лермонтов любит собак. Настолько, что стоит ему услышать от Натальи Пушкиной о предпочтении скорее иметь множество детей, нежели собак, поэт оставляет свои попытки добиться женщины и решает, что теперь точно не повезет ее на Кавказ.

Гоголь
- Заядлый игральщик в карты, шутник
- Почти все анекдоты о Гоголе строятся вокруг того, что писатель переодевается  Пушкиным, что скорее всего отсылает к тесным дружеским отношениям Пушкина и Гоголя в реальной жизни, а также к влиянию первого на творчество второго. Комизм этих переодеваний также достигается за счет того, что все вокруг привыкли к подобным выходкам Гоголя и даже научились различать настоящий перед ними Пушкин или нет, однако Николай Васильевич все еще считает свою маскировку очень забавной.

Тургенев
- основная черта, свойственная писателю в анекдотах – робость и пугливость, возведенная в высшую степень: чем разбираться со сложившейся ситуацией, Тургенев предпочтет скрыться в Баден-Баден (отсылка на постоянные отъезды туда писателя в реальной жизни)

Достоевский
- Главная отличительная черта Достоевского – постоянное присутствие писателя в анекдотах в образе мертвеца. В каждой истории после фамилии писателя делается приписка - «царстиве ему небесное», указывающаяя на то, что он уже мертв. Юмор построен как раз на непонимании писателем своего положения: у него лопается перепонка в ухе, ломается череп, но даже после этого Достоевский ни разу не сомневается в своей живости.


Последний раз редактировалось: Минаева Мария 106 (Вт Май 07, 2024 9:10 pm), всего редактировалось 1 раз(а)

Минаева Мария 106

Сообщения : 12
Дата регистрации : 2024-02-07

Вернуться к началу Перейти вниз

2024 - Задание 11 Empty Re: 2024 - Задание 11

Сообщение автор Мария Груздева 106 Вт Май 07, 2024 9:05 pm

Комический эффект рассказов достигается с помощью абсурда и повторения характерных для каждого героя поступков/фраз, отсылающих к предыдущим рассказам. Так, Гоголь из раза в раз переодевается в Пушкина, что заставляет окружающих путать Пушкина с переодетым Гоголем и наоборот (вероятно, отсылает на популярное мнение, что несколько сюжетов гоголевских произведений Николаю Васильевичу подсказал Пушкин, а также на искреннее восхищение Гоголя известным современником).
Повторяется также ситуация сидения Пушкина на окне квартиры Вяземского и его наблюдения за жизнью (вероятно, для написания знаменитой "энциклопедии русской жизни"). Это вписывается в общий колорит несколько раз повторяющегося образа Тверского бульвара: Пушкин на окне у Вяземского, Толстой колотит костылем Герцена.
Тургенев в рассказах неизменно отличается робостью и склонностью чего-то пугаться и в ту же ночь уезжать в Баден-Баден, что не очень соответствует реальному характеру писателя, но является комическим объяснением некоторым событиям в истории русской литературы (публикация "Герой нашего времени")
Упоминание Достоевского Ф.М. почти всегда сопровождается дополнением "царство ему небесное". А ещё он склонен, как его герой Раскольников, видеть кошмарные сны и проецировать происходящее в них на реальность.
Толстой любит и пытается гладить по головке детей (явная отсылка к его азбуке и детским рассказам). Дети эту любовь не разделяют в основном вследствие буйного характера Толстого, и в реальной жизни неизменно острого на язык и никогда не сдерживающего критики.
Лермонтов обладает воинственностью и некоторой склонностью к романтическому поведению (рассказ, в котором он устыдился желанию увезти на Кавказ супругу кумира), питает нежные чувства к жене Пушкина, переживая с ней комически-романтические и комически же разочаровывающие моменты и собакам, что в нескольких рассказах вступает в противоречие.

Мария Груздева 106

Сообщения : 12
Дата регистрации : 2024-02-13

Вернуться к началу Перейти вниз

2024 - Задание 11 Empty Re: 2024 - Задание 11

Сообщение автор Валерия Николаиди 109 Вт Май 07, 2024 9:32 pm

Переодевание Гоголя в Пушкина создает комический эффект
Как место, где происходят встречи и события упоминается Тверской бульвар
Постоянный мотив встреч между известными писателями
Каждый из упомянутых писателей обладает определенными чертами
Тургенев, например, изображается робким, Лермонтов же проявляет романтическое поведение
Достоевский в тексте сопровождается словами «царство ему небесное»
Толстой изображается высокомерным и вспыльчивым. Он любит детей, но эта любовь проявляется странно, поэтому дети его боятся.

Валерия Николаиди 109

Сообщения : 12
Дата регистрации : 2024-02-12

Вернуться к началу Перейти вниз

2024 - Задание 11 Empty Re: 2024 - Задание 11

Сообщение автор Платонова Софья 109 Вт Май 07, 2024 10:34 pm

1) Лейтмотив – «такой принцип, при котором некоторый мотив, раз возникнув, повторяется затем множество раз, выступая при этом каждый раз в новом варианте, новых очертаниях и во все новых сочетаниях с другими мотивами». «При этом в роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое "пятно" - событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т.д.»
3) Сквозные мотивы в цикле миниатюр Н. Доброхотовой-Майковой и В. Пятницкого "Весёлые ребята":

Пушкин

- «гений» - все писатель так или иначе признают талант Пушкина (миниатюра, в которой Чернышевский ошибочно приписывает себе приветствия остальных писателей, увидевших позади Чернышевского Александра Сергеевича): «Пушкин сидит у себя и думает: «Я гений, ладно…»
- сидит на подоконнике / у окна в гостях у Вяземского: «Пушкин очень любил ходить к нему в гости. Придет - и сразу прыг на подоконник, свесится из окна и смотрит», «Он любил один дом на Тверском бульваре, одно окно в этом доме. Он мог часами сидеть на широком подоконнике, пить чай, смотреть на бульвар»
- веселый, непосредственный характер Пушкина: «Он веселый. Смешной такой», «Смотри, Арина Родионовна, я пришел!»
- пугает Тургенева вместе с Гоголем: «Смотри-ка, Гоголь (а никакого Гоголя с ним не было), смотри, смотри-ка, Тургенев саблю покупает, давай мы с тобой ружье купим».
- лира: «Вздохнул и оставил лиру у себя», «Эх ты, лира недоделанная!»
- Тверской бульвар – частое место встречи с другими писателями.

Гоголь

- переодевается Пушкиным: «Однажды Гоголь переоделся Пушкиным и задумался о душе»
- Гоголь «задумывается о душе»: «Гоголь только под конец жизни о душе задумался, а смолоду у него вовсе совести не было».
- Тверской бульвар: «Однажды Гоголь шел по Тверскому бульвару (в своем виде) и встретил Пушкина»
- игрок в карты: «Однажды невесту в карты проиграл и не отдал»
- дамы путают его и Пушкина: «Пушкин шел по Тверскому бульвару и встретил красивую даму. Подмигнул ей, а она как захохочет: «Не обманывайте, - говорит, - Николай Васильевич, лучше отдайте три рубля, что давеча в буриме проиграли», «Если это мне, как Гоголю, что, спрашивается, я должен делать? Если это мне как Пушкину, как человек порядочный, не могу воспользоваться»
- является любимцем императрицы: «…царь-супруг ей свою бумажку подсовывает под блюдечко. Она прочитала ее и говорит: «Ах, как мило. Где ты достал? Это же свежий Пушкин!»

Лермонтов

- любит Пушкина, пытается ему угодить: «Только больше всего он любил самого Пушкина. Читал его стихи и всегда плакал»
- влюблен в Наталью Николаевну Пушкину: «Еще он любил Наталью Николаевну Пушкину»
- любит к собак: «Лермонтов любил собак»
- мотив кинжал: «Пушкин, где твой кинжал? Вот грудь моя»
- мотив сабли: «а потом вытащит саблю и давай рубить подушки», «Тургенев хотел стать храбрым как Лермонтов и пошел покупать саблю»
- Кавказ: «Лермонтов хотел у Пушкина жену увести. На Кавказ», «С тех пор и не мечтал больше увезти ее на Кавказ»
- Тверской бульвар – частое место встречи с другими писателями.

Тургенев

- робость, переводящая в трусливость (миниатюра с редактурой «Героя нашего времени»): «Тургенев - человек робкий»
- пытается стать храбрым: «Тургенев хотел стать храбрым как Лермонтов и пошел покупать саблю»
- Баден-Баден: «Тургенев испугался и в ту же ночь уехал в Баден-Баден»

Толстой

- «Война и мир»: «Бывало, пишет роман "Война и мир"», «Левушка, ты же видишь, я "Войну и мир" переписываю»
- любит детей: «Лев Толстой очень любил детей. За столом он им все сказки рассказывал, да истории с моралью для поучения»
- мотив «баловня судьбы»: «Те же, кому жизнь улыбалась (например, Лев Толстой) не ценили это, постоянно отвлекаясь на другие предметы», «Пришлось эту пищу богов скормить людям»
- сравнивает свое творчество с Пушкинским: «Гляньте, Софи, правда, лучше Пушкина?»
- Толстой – «графф»: «Толстой - граф. Тоже лучше не связываться»
- бьет кого-либо костылем: «Тут он ее костылем по башке – трах»
- нелюбовь к Герцену: «Лев Толстой очень любил детей, а взрослых терпеть не мог, особенно Герцена»
- несправедливое отношение к Софье Андреевне: «Левушка, ты же видишь, я "Войну и мир" переписываю». «А-а-а, - возопил он, - так я и знал, что тебе мой литературный фимиам дороже моего «Я», «Тут он ее по башке - трах!»
- Тверской бульвар – частое место встречи с другими писателями.

Достоевский

- повторяющаяся формула «Достоевский, царство ему небесное…» - мотив смерти
- животные (кошки, собаки): «Так и остался невоплощенным лучший роман Федора Михайловича «Бедные животные". Про котов», «Федор Михайлович Достоевский, царствие ему небесное, тоже очень любил собак…»
- мотив тяжелой и печальной судьбы: «Федор Михайлович Достоевский страстно любил жизнь, царствие ему небесное. Она его, однако, не баловала, поэтому он часто грустил», «Ну, посадили его, конечно. Отсидел, вышел, идет в первый же день по Петербургу, навстречу – Петрашевский» (ссылка на факт из биографии, каторга + Петрашевский)
- мотив «спора» с Толстым: «Спорим, Лев Толстой! Спорим, Лев Толстой!», «Лев Толстой и Федор Михайлович Достоевский, царствие ему небесное, поспорили, кто лучше роман напишет»
- мотив сна: «Тут он проснулся в, царствие ему небесное», «Тут Федор Михайлович, царствие ему небесное, вспомнил, что все это ему снилось во сне, но было уже поздно»

Чернышевский

- грезит о революции (политические взгляды реального Чернышевского): «Ну и что же? - подумал Чернышевский, — вот, бог даст, революция будет, тогда и я так крикну»

Герцен

- тяжелые отношения с Толстым: «…и что же видит посреди куста?.. Ехидно улыбающееся лицо Льва Толстого. Но Толстой ведь не изверг был. "Проходи, - говорит, бедолага," - и погладил по головке»
- Тверской бульвар: «Идет по Тверскому бульвару, чудище свое на поводке держит, а навстречу Лев Толстой»
- отсылка к цитате Ленина «И надо же, тут на самом интересном месте пришли декабристы и разбудили»
- мотив иммиграции – ссылка на факт из биографии Герцена: «Снится однажды Герцену сон. Будто иммигрировал он в Лондон и живется ему там очень хорошо»

Платонова Софья 109

Сообщения : 12
Дата регистрации : 2024-02-13

Вернуться к началу Перейти вниз

2024 - Задание 11 Empty Re: 2024 - Задание 11

Сообщение автор Анна Малахова 105 Вт Май 07, 2024 11:56 pm

1. Гаспаровым отмечет связанный с мотивом «бездомности» мотив желания героев «вырваться», который становится идеей фикс. Помимо перечисленных им примеров можно выделить:
– Маргарита настаивает, чтобы Мастер, «бросив все, уехал на юг к Черному морю, истратив на эту поезду все оставшиеся от ста тысяч деньги»
– Воланд «опускает» Груню в отпуск в Воронеж (который она долго просила).
2. Гаспаров отмечает мотив ссылки-тюрьмы, который пародийно (из-за невозможности его выполнить) виден в начале романа:
– Бездомный предлагает сослать Канта «да за такие доказательства года на три в Соловки»

«Веселые ребята»
Общие мотивы:
– Тверской бульвар
– Хождение в гости
– Несостоявшиеся соревнования/дуэли
– Карточные игры

Пушкин
– мотив подоконника (связан с созерцанием)
– мотив лиры
– мотив гения
Гоголь
– Мотив переодевания
– Мотив Пушкина (переодевание, чтение/написание романов)
– Мотив размышлений о душе
Достоевский
– Мотив смерти/бессмертия
– Мотив животных (кошки/собаки)
– Мотив сна/реальности
– Мотив каторги
– Мотив нервозности
Толстой
– Мотив любви к детям
– Мотив костыля
– Мотив графства
Лермонтов
– Мотив сабли/кинжала
– Мотив любви к жене Пушкина
– Мотив любви к собакам
– Мотив Кавказа
Тургенев
– Мотив робости/стремления к храбрости
– Мотив бегства (в Баден-Баден)

Анна Малахова 105

Сообщения : 12
Дата регистрации : 2024-02-08

Вернуться к началу Перейти вниз

2024 - Задание 11 Empty Re: 2024 - Задание 11

Сообщение автор Мухамеджанова Ангелина 05 Ср Май 08, 2024 1:04 am

1) Не отмеченные Гаспаровым примеры к мотивам:
Музыкальный мотив: вальс на балу у сатаны, 302-бис (И.С. Бах), Римский (Римский-Корсаков), Иоганн Штраус появляется в качестве дирижера на балу у сатаны
Параллель Москва - Ершалаим: еще сильнее сближают Мастера и Иешуа наличие учеников - Ивана Бездомного и Левия Матвея; Воланд оглядывает Москву ("Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете  и поджав одну ногу  под себя, Воланд  не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом  лачуг.") подобно Понтию Пилату, который смотрит на ночной Ершалаим со своего балкона
Символики чисел: шайка Воланда, включая его самого, образует число 5, упоминается о 5 доказательствах бытия Божия
Мистические мотивы: образ Арчибальда Арчибальдовича. Герой сразу узнает Коровьева и Бегемота, понимает, что их приход в "Грибоедов" кончится плохо, поэтому заблаговременно оттуда уходит, дважды упоминается его летнее пальто на шелковой подкладке, которое сравнимо с траурным плащом на огненной подкладке Воланда, можно даже предположить, что Арчибальд Арчибальдович не первый раз за свою жизнь сталкивается с приездом шайки Воланда в Москву, поэтому так спокойно и расчетливо реагирует, что еще раз подчеркивает его инфернальность
2) Сквозные мотивы в миниатюрах Н.Доброхотовой-Майковой и В.Пятницкого "Весёлые ребята":
1. Переодевания Гоголя в Пушкина
2. Любовь Л.Н. Толстого к детям; бросается на людей с костылем, когда злится (особенно на Герцена)
3. Прогулки писателей по Тверскому бульвару
4. Походы Пушкина к Вяземскому
5. "Достоевский, царство ему небесное"
6. Толстой - граф
7. Тургенев и его желание в любой непонятной ситуации уехать в Баден-Баден
8. Собаки Лермонтова
9. Любовь Лермонтова к Наталье Пушкиной, мечта увезти ее на Кавказ
10. Сон Достоевского про треснутый и перевязанный ленточкой его собственный череп
11. Сабля и Лермонтов

Мухамеджанова Ангелина 05

Сообщения : 13
Дата регистрации : 2024-02-13

Вернуться к началу Перейти вниз

2024 - Задание 11 Empty Re: 2024 - Задание 11

Сообщение автор Ольга Мищенко109 Ср Май 08, 2024 2:55 am

2024 - Задание 11 E_ua_226[url=https://servimg.com/view/20552475/20]2024 - Задание 11 E_ua_225[/url]

Ольга Мищенко109

Сообщения : 9
Дата регистрации : 2024-03-05

Вернуться к началу Перейти вниз

2024 - Задание 11 Empty Re: 2024 - Задание 11

Сообщение автор Ярослав Щербинин 109 РКИ Ср Май 08, 2024 10:26 am

1. Гаспаровым отмечет мотив, связанный с желанием вырваться на свободу, найти дом и прекратить скитания. Другие детали, подходящие под этот мотив:
- Воланд наконец отпускает в отпуск Груню, она находит покой
- Домработница Маргариты, воспользовавшись её кремом, тоже становится свободной

2. Мотив тюрьмы и репрессий отражается в ироническом ключе:
– Канта предлагают сослать на Соловки
- после ухода свиты Воланда из Москвы убивают черных котов
- арестовывают людей, фамилия которых похожа по звучанию с фамилией Коровьев

Пушкин
– мотив лиры и вдохновения - создаётся образ "солнца русской поэзии", обыгрываются клише
Гоголь
- Мотив Пушкина (обыгрывается миф, что Гоголь якобы переоделся в Пушкина, чтобы с ним познакомиться)
Достоевский
– Мотив смерти как сна и тюрьмы - главные темы его произведений, которые повторяются и поэтому вскоре вызывают раздражение в его творчестве

Толстой
– Мотив любви к детям (иронический взгляд на школы в Ясной Поляне)
– Мотив графства (Толстой всю жизнь хотел быть "из народа", но у него этого так и не вышло)

Лермонтов
– Мотив кинжала и Кавказа - как и у Достоевского, основные ассоциации, которые со временем начинают вызывать чувтсво однообразия
– Мотив жены Пушкина - двойная ирония: как над парностью образов Пушкина и Лермонтова в массовом сознании, так и на слухи про жену Пушкина

Тургенев
– Мотив бегства в Баден-Баден - Ирония над любовью Тургенева к Виардо и патриотизма за границей

Ярослав Щербинин 109 РКИ

Сообщения : 10
Дата регистрации : 2024-02-20

Вернуться к началу Перейти вниз

2024 - Задание 11 Empty Re: 2024 - Задание 11

Сообщение автор Нимбуева Дынсыма 105 Ср Май 08, 2024 12:32 pm

1)  Мотивы:
Музыкальный мотив: вальс на балу у сатаны, 302-бис (И.С. Бах), Римский (Римский-Корсаков), Иоганн Штраус появляется в качестве дирижера на балу у сатаны
 
Символика чисел: шайка Воланда, включая его самого, образует число 5, упоминается о 5 доказательствах бытия Божия

Мистические мотивы: образ Арчибальда Арчибальдовича. Герой узнает Коровьева и Бегемота, поэтому уходит, два раза упоминается его летнее пальто на шелковой подкладке,  сравнимое с траурным плащом на огненной подкладке Воланда, 

2) Мотивы в миниатюрах Н.Доброхотовой-Майковой и В.Пятницкого "Весёлые ребята":
1. Переодевания Гоголя в Пушкина
2. Любовь Л.Н. Толстого к детям; бросается на людей с костылем, когда злится (
3. Прогулки писателей по Тверскому бульвару
4. Походы Пушкина к Вяземскому
5. "Достоевский, царство ему небесное"
6. Толстой - граф
7. Тургенев и его желание в любой непонятной ситуации уехать в Баден-Баден
8. Собаки Лермонтова
9. Любовь Лермонтова к Наталье Пушкиной, мечта увезти ее на Кавказ
10. Сон Достоевского про треснутый и перевязанный ленточкой его собственный череп
11. Сабля и Лермонтов

Нимбуева Дынсыма 105

Сообщения : 12
Дата регистрации : 2024-02-13

Вернуться к началу Перейти вниз

2024 - Задание 11 Empty Re: 2024 - Задание 11

Сообщение автор Захарова Екатерина РКИ109 Вт Май 14, 2024 9:57 pm

2024 - Задание 11 Img_2914
2024 - Задание 11 Img_2915

Захарова Екатерина РКИ109

Сообщения : 18
Дата регистрации : 2024-02-13

Вернуться к началу Перейти вниз

2024 - Задание 11 Empty Re: 2024 - Задание 11

Сообщение автор Захарова Екатерина РКИ109 Ср Май 15, 2024 12:45 am

2024 - Задание 11 Img_2916

Захарова Екатерина РКИ109

Сообщения : 18
Дата регистрации : 2024-02-13

Вернуться к началу Перейти вниз

2024 - Задание 11 Empty Re: 2024 - Задание 11

Сообщение автор Захарова Екатерина РКИ109 Ср Май 15, 2024 1:28 am

2024 - Задание 11 Img_2917
2024 - Задание 11 Img_2918

Захарова Екатерина РКИ109

Сообщения : 18
Дата регистрации : 2024-02-13

Вернуться к началу Перейти вниз

2024 - Задание 11 Empty Re: 2024 - Задание 11

Сообщение автор Арина Золотухина 105 Ср Май 15, 2024 3:44 pm

2024 - Задание 11 A11

Арина Золотухина 105

Сообщения : 12
Дата регистрации : 2024-02-13

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения